Древняя Греция
В своих судах греки объединяют лучшие качества конструкций эгейских и финикийских судов, опираясь на собственные достижения в технике. Корпуса греческих судов имели киль, форштевень и ахтерштевень, обшивку выполняли с парными швами, поясья крепили деревянными штырями.
Во времена Древней Греции углубляются различия между торговыми и военными судами. Военные суда длиной от 30 до 35 м имели таран, повышенную палубу в передней части и единственную мачту. Средняя часть корпуса была низкой, 25 весел на каждой стороне поддерживались вынесенными балками, а два больших кормовых весла служили рулями.
Постепенно этот тип судна изменялся, хотя основные черты сохранились. Вследствие введения большего количества числа весел, которые располагались в два-три ряда, повысилась маневренность и скорость судна.
Основу средиземноморских флотов составляло знаменитое судно античности
трирема, названная греками
[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться].
Теоретический чертеж триремы. Длина корпуса - 35-40 м, ширина - 6 м, вместимость - около 200 человек - вооруженных воинов и матросов.
Греческая триера, 100 г. до н.э.
Позднее в Коринфе появились такие военные суда, как
катафракты. Об этих судах нет точных данных.
Военный флот Карфагена состоял преимущественно из больших
кинкерем, или
квинкерем*. Они защищали карфагенские торговые суда, плававшие в Средиземном море, и даже выходившие в океан.
Померяться силами с Карфагеном на море мог только Рим.
*Суда с пятью рядами весел или пятью гребцами на весле.
Древний Рим и Византия
Римские суда (галеры) были вооружены “вороном”, изобретенным Гаем Дуилиусом. “Ворон”, облегчавший абордаж вражеского судна, представлял собой поворотную сходню с шарнирным устройством с одной стороны и острым “клювом” с другой.
Галеры (пентеры),построенные по образцу карфагенских кинкерем, имели около 70 м в длину и 8 м в ширину и могли брать 300 гребцов и 100 вооруженных воинов
При сравнительно плоском корпусе суда имели пять килей, на которых были установлены шпангоуты с обшивкой из пинии (итальянской сосны), поставленной на деревянных шипах. Подводная часть судна была покрыта тированной шерстью и сверху прикрыта свинцовыми пластинами на медных гвоздях. Как видно, римское судоходство и техника судостроения уже в 30 г. до н.э. достигли высокого расцвета. Благодаря этому Рим мог строить суда, превосходившие по длине линейные суда середины XIX в.
В состав римского флота входили многовесельные
пентеры и триремы, вооруженные катапультами.
По форме римские суда напоминали рыб. На носу судна изображали их глаза, позднее в этих местах стали делать клюзы. Весла были похожи на плавники, и в гибком веерообразном украшении на корме можно было узнать хвост. Суда имели одну мачту с прямым или латинским парусом на двух реях. Большие суда, кроме того имели фок- и бизань-мачты.
Несколько столетий Рим не имел соперников на море. На римские торговые суда отваживались нападать только пираты, саксонские на севере или иллирийские на юге. Для борьбы с ними были созданы легкие и быстроходные суда с одним рядом весел -
[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться].
Приблизительно в VIII - IX вв. в районе Средиземноморья входит в употребление латинский парус. Он получил широкое распространение, так как позволял идти против ветра.
Также о кораблях эпохи Рима можно прочитать [Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]
О византийском судоходстве известно немного. Известно, что византийский флот был довольно сильным. Он, как свидетельствуют немногие документы, состоял из
[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться] - судов с двумя рядами весел, вооруженных катапультой и двумя мачтами. Кроме того, византийцы строили и
селандии (по-гречески -
черепахи - небольшие вспомогательные суда. Позднее появились маленькие
тариды с одной мачтой с латинским парусом и двумя боковыми рулями и
усиеры - небольшие грузовые суда, в основном использующиеся для перевозки лошадей.
Византийский дромон
Материалы сайта sails.h1.ru